Новости

80 лет назад заработала легендарная «Дорога жизни» 22 ноября 2021

80 лет назад заработала легендарная «Дорога жизни»

«Дорогой жизни шёл к нам хлеб, 
дорогой дружбы многих к многим. 
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги…»

22 ноября 2021 года исполняется ровно 80 лет со дня, когда по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием. 
Не зря этот путь получил название «Дороги жизни», ведь он был единственной ниточкой, которая с сентября 1941 года по март 1943 года  связывала осаждённый город с остальной страной в годы Великой Отечественной войны. 
К счастью, нам не понять, что значила для ленинградцев эта дорога, как не понять, что значит находиться в блокадном городе и каждый день страдать от голода и холода, жить под звуки артобстрела и бомбежек и ежедневно видеть, как умирают твои родные, близкие, друзья и знакомые. 

Трасса общей протяженностью около 30 километров проходила от мыса Осиновец через остров Зеленец с разветвлением на села Кобона и Лаврово, и начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до критических 250 г хлеба в сутки для рабочих и 125 г для всех остальных. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия.
Первая колонна, состоящая из 60 автомобилей,  впервые пересекла Ладожское озеро 22 ноября 1941 года и привезла в город 33 тонны продуктов.
Не все знают, что «дорога жизни» использовалась не только для перевозки продовольствия в Ленинград. Одновременно из Ленинграда везли вооружение, которое, несмотря ни на что продолжали изготавливать заводы, находящиеся там. Уже в ноябре 1941-го на оборону Москвы блокадный город поставил больше тысячи орудий и снарядов, а в январе 1942 года Волховский фронт получил 18 танков «КВ».

За все время действия «Дороги жизни» было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. тонн грузов и эвакуировано около 1 млн 376 тыс. жителей Ленинграда. 
Эта дорога стала поистине «дорогой жизни», ведь она спасла тысячи жизней, но и плата за это была страшной. До сих пор невозможно точно посчитать, сколько людей погибло на трассе. Это и водители автомашин, и зенитчики, и ремонтники, и девушки-регулировщицы, и жители блокадного Ленинграда, которых вывозили из осажденного города. И виной тому были не только артобстрелы, но и тонкий лёд, из-за которого машины проваливались и уходили под воду. По приблизительным подсчетам за этот период под лед ушли около 327 автомашин, которые еще несколько десятилетий после окончания войны доставали со дна озера. 
Однако не существовала бы эта дорога, жертв и погибших было бы несравненно больше и, возможно, наш прекрасный и мужественный Ленинград совсем бы опустел.

В настоящее время сухопутная часть «Дороги жизни» является действующей. Ее километры  отмеряют мемориальные вешки и каменные блоки со страничками из дневника Тани Савичевой, а вдоль всего пути посажена березовая роща - 900 деревьев в память о каждом блокадном дне Ленинграда. 
Издалека виден памятник детям-героям Ленинграда и бронзовая копия легендарной «полуторки» ГАЗ - пронзительное напоминание об одном из самых ужасных периодов в истории нашей страны и памятник мужества советского народа, простых людей, которые не получив звания героев, были героями по сути и навсегда  останутся в памяти благодарных потомков. 
Мы помним! Мы гордимся!


Возврат к списку