26 января 2020 года в стенах ГБУ ЦССВ «Берег Надежды» (ул. Шолохова, д.6, к.3) состоялась интересная встреча. В гости к воспитанникам центра пришли представители Российского Общества дружбы с Кубой, председатель первичного отделения ДОСААФ России в районе Ново-Переделкино Николай Мануйлов и профессиональный спортсмен, владелец теплового аэростата «Команданте Че Гевара» Игорь Наймилов. Игорь Викторович очень увлекательно и красочно рассказал ребятам об истории и развитии воздухоплавания, которое представляет собой довольно перспективный вид спорта и легко может перерасти из увлечения в будущую профессию.
История этого вида спорта связана с именами двух братьев французов, Жозефом и Жаком-Этьенном Монгольфье, которые являются создателями первых тепловых воздушных шаров.
История относит нас к середине XVIII века, когда мальчик Жосеф вместе со своим младшим братом Жаком-Этьенном, как все мальчишки, грезил о возможности человека летать по воздуху, но не знал как реализовать эту мечту. Сначала, наблюдая за облаками, движущимися по небу под воздействием ветра, братья решили попробовать сделать искусственное облако. Для этого они делали шарообразные бумажные оболочки и наполняли их паром, но пар быстро конденсировался, оболочка намокала и шар не поднимался вверх. Решение нашлось неожиданно. Однажды Жозеф заметил, что рубашка, которую он держал над каминным огнем за воротник, раздулась и это натолкнуло его на интересную мысль: почему бы не использовать для подъема обычный дым? В ходе эксперимента мешок, сделанный из материи в виде куба и наполненный дымом от горящей бумаги, быстро поднялся к потолку комнаты. Это был успех! Вскоре братья подобрали и подходящее топливо, которое при сжигании давало дым с наибольшей подъёмной силой - смесь шерсти с мокрой соломой. И первый серьезный опыт, ставший точкой отсчета истории воздухоплавания, был проведён в ноябре 1782 года, Нагреваемый над огнем шелковый воздушный шар поднялся на высоту 30 метров. А уже 5 июня 1783 года новый шар диаметром 11,4 м и объёмом около 700 кубометров поднялся на высоту около 2000 метров, и пролетев 2,5 км, опустился на землю.
Далее история воздухоплавания развивалась стремительно. В своём рассказе Игорь Викторович подробно остановился на применении привязных аэростатов при организации противовоздушной обороны крупных городов во время Великой Отечественной войны.
Каким же образом выполнялись боевые задачи? Все просто. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина.
Всего за годы войны в составе Красной Армии было сформировано 3 дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения, 10 отдельных дивизионов аэростатов наблюдения и один отдельный воздухоплавательный отряд ВДВ. В общей сложности было выпущено около 10 000 единиц различных типов привязных аэростатов, насчитывалось около 3 тысяч аэростатных постов и более 50 тысяч человек личного состава.
Рассказ о воздухоплавании и о полётах на тепловых аэростатах произвёл большое впечатление на воспитанников центра. По лицам мальчишек и девчонок было видно, что тема их заинтересовала: ребята задавали вопросы, касающиеся устройства аэростатов и спрашивали, когда можно будет полететь на аэростате «Команданте Че Гевара»?
И эта мечта ребят вполне осуществима. В настоящее время Представителями Российского Общества дружбы с Кубой и ДОСААФ России района Ново-Переделкино прорабатывается вопрос об организации обучения детей старшего школьного возраста (от 14 лет и старше) основам воздухоплавания, которое будет включать проведение теоретических занятий в ГБУ ЦССВ «Берег надежды» и других школах района, а затем посещение практических занятий по воздухоплаванию и участие в полётах на тепловых аэростатах под руководством опытных инструкторов.
Первый полёт на тепловом аэростате планируется провести совсем скоро: в рамках празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для этих целей выбран аэростат члена ДОСААФ России Игоря Наймилова «Команданте Че Гевара». И это неслучайно. Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны кубинские добровольцы принимали активное участие в боях против фашистов. Двое из них, Альдо Виво и Энрике Вилар, отдали жизнь за свободу и независимость своей второй Родины – Советского Союза. Поэтому во время празднования 75-летия Победы подъём в воздух аэростата «Команданте Че Гевара» станет своеобразной данью памяти кубинским героям.